В душе каждого священника живут истории, судьбы людей, подчас ужасающе тяжелые. Но начну я не со своего пастырского опыта, а с поразительного материала, который называется «Я родилась в результате аборта». Автор — Джианна Джессен. Подобные случаи есть в опыте врачей-гинекологов, но мне, пожалуй, не приходилось слышать от выжившего, брошенного человека столь точных слов.
25 и 26 ноября 2011 года в Липецке прошел VII Международный форум «Задонские Свято-Тихоновские Чтения “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 21)», посвященный 150-летию прославления святителя Тихона Задонского. Об этом нам сообщили из местной епархии.
Комиссия Липецкой и Елецкой епархии по связям с медицинскими учреждениями и Липецкое региональное отделение Общероссийской общественной организации «Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского» провели встречи со студентами в Липецком филиале Орловской академии народного хозяйства и государственной службы, в Липецком медицинском колледже, в Липецком техникуме сервиса и дизайна. В Областном онкологическом диспансере прошла встреча священников и врачей, а в Областном наркологическом диспансере — видеосеминар, связавший Липецк с воронежскими коллегами. Во всех аудиториях раздавался буклет «Мама, не убивай меня!»
По традиции, вышел сборник выступлений и докладов предыдущих Чтений. Туда вошло и выступление протоиерея Сергия Косых, руководителя комиссии Липецкой и Елецкой епархии по связям с медицинскими учреждениями, настоятель Липецкого храма преподобного Сергия Радонежского. Сборник был вручен всем участникам Свято-Тихоновских Чтений. Итак, слово отцу Сергию.
В душе каждого священника живут истории, судьбы людей, подчас ужасающе тяжелые. Но начну я не со своего пастырского опыта, а с поразительного материала, который называется «Я родилась в результате аборта». Автор — Джианна Джессен. Умный, улыбчивый взгляд и рассказ о себе, и страстный призыв к людям — женщинам и мужчинам.
Подобные случаи есть в опыте врачей-гинекологов, но мне, пожалуй, не приходилось слышать от выжившего, брошенного человека столь точных слов.
Ее юной матери, которую Джианна справедливо называет «биологической матерью», было 17 лет. Осознавала ли юная мать, что, избавляясь от ребенка, совершает убийство из убийств? Джианна рассказывает об этом виде аборта, и ужас сжимает сердце: «Солевой раствор вводится в утробу матери, ребенок глотает раствор, раствор выжигает ребенка изнутри и снаружи, и мать должна родить мертвого ребенка в течение 24 часов».
Джианна родилась через 18 часов, с детским церебральным параличом, хотя могло бы быть еще хуже: «…Я должна была быть слепой, я должна была быть обожженной, я должна была быть мертвой, но этого не произошло».
Ее выходила приемная мать: «…Она… занималась со мной три раза в день, и я начала держать голову. Ей говорили: Джианна никогда не будет то, не будет это… Короче говоря, я стала ходить к трем с половиной годам с ходунками и фиксаторами на ногах…
Я стою здесь сегодня, с легкой хромотой, но без фиксаторов и ходунков».
Джианна Джессен стала христианкой, и главная задача ее жизни: борьба за жизнь нерожденных детей. Про себя она говорит: «Я Его девочка. Не обижайте Божьего ребенка. У меня знак на лбу, который напоминает: будьте милы со мной, потому что мой Отец правит миром».
Сколь глубоки мысли этой христианки: «…Есть вещи, которым вы сможете научиться только с помощью более слабых. Когда вы уничтожаете слабых, проигрываете именно вы. Господь позаботится о слабых, но именно вы будете страдать вечно. И какое высокомерие, какое совершенное высокомерие в том, что так долго было аргументом то, что сильные должны подавлять слабых, должны определять, кому жить, а кому умирать».
А я продолжу известными словами из Священного Писания: «А Господь говорит нам: «Немощи немощных носите, и так вы исполните закон Христов». (Гал. 6; 2). И: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15; 1).
О своих страданиях Джианна Джессен говорит легко и мудро: «Иногда я падаю грациозно, а иногда совсем неграциозно, в зависимости от ситуации. Но я считаю все это славой Божьей. Видите, дамы и господа, я слабее, чем многие из вас, но это моя проповедь.
И какая это малая цена за то, чтобы иметь возможность благовествовать миру, как я, и давать надежду.
Я думаю, в нашем неверном миропонимании не постичь, как прекрасно может быть страдание.
Я специально не ищу страдания, но когда оно приходит, мы забываем, что все во власти Божией, и Бог может сделать прекрасными многие печальные вещи».
Теперь о ее биологической матери, с которой она-таки, уже став взрослой, встретилась: «Я простила свою биологическую мать. Я христианка.
Она (о матери Джианны — С. К.) очень надломленная женщина».
Здесь вспоминается участие нас, священников и православных врачей, в Межрегиональной акции «Россия без абортов – 2010», когда весной мы обошли почти все высшие и средние специальные учебные заведения Липецка, беседуя со студентами и раздавая им буклет «Мама, не убивай меня!», который теперь есть у каждого из присутствующих на наших нынешних Свято-Тихоновских Чтениях. Буклет выпущен, по благословению нашего владыки Никона, департаментом здравоохранения администрации г. Липецка, епархиальной комиссией по связям с медицинскими учреждениями и Липецким Обществом православных врачей. Многочисленные фотографии, сделанные во время этой акции в Липецке, с подробным текстом помещены в Интернете, на сайте Международного Движения «Воины Жизни». Хорошо заметно, что девушки, молодые люди, получив в руки буклет, приходили в состояние некоторой оторопелости. Они впервые увидели фотографию искромсанного, изрубленного, загубленного маленького человечка — младенчика, которого убили во чреве матери по ее желанию. Внимательно, с трепетом читали строки, обращенные к каждому: «Надо помнить: не человек распоряжается жизнью человека, тем более такого крошечного и полностью беззащитного. Дети невинны. Даже к исповеди в православной Церкви ребенок допускается только с семи лет. До этого возраста дети безгрешны». И тут же слова Господа из Евангелия от Матфея: «…Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19; 14). Мне довелось побывать с буклетом еще и в тех медицинских учреждениях города, где делают аборты.
В рамках акции мы попросили одну журналистку рассказать о том, как она, будучи совсем молодой женщиной, решилась на аборт. Раскаявшаяся, она нашла очень сильные слова. Ее статья «Если бы можно было…» опубликована с моими комментариями как православного священника. Вот фрагмент статьи: «Я подошла к окну.
Прямо напротив — детский сад. Заброшенный детский сад. Но для заброшенного он выглядел очень уж непривычно. Все до единого темнеющие стекла — целы. Целы и ржавые, но никем не поломанные грибки, горочки, песочницы. Ощущение, что этого уже давно никто не касается, но в то же время, все это — чье-то. На снегу — ни одного следа. Отрешенность, недоступная для всего живого. Стало жутко. Очень явно вспомнился тот болезненный рывок.
Как же я раньше не догадалась: теперь можно плакать! Сколько угодно.
Через час меня забрали домой. Тут как обычно: тепло, уют, блинчики. Всё, только без Фасолины.
Ты не можешь не чувствовать — я о тебе помню. Посмотри: где-то на темных оконных стеклах — маленькое, чуть припорошенное влагой пятно. Это то, что с самого начала по праву было твоим, но что теперь навсегда останется со мной. То, отчего трудно дышится и все распирает внутри; то, что я так и не отдала тебе — твой вдох».
С начала нового учебного года мы, священники и православные врачи, стали посещать с нашим буклетом старшие классы средних школ города и первокурсников вузов, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ. Приняли участие в Неделе православной культуры, которые провели в октябре многие школы Липецка.
Возвратимся же к Джианне. Есть место в Библии: когда Господь говорит: «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища… Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать.., ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10; 17—20). И вот этот дух Божий говорит устами девочки Божией, так она себя называет. Мы видим, как свет Христов просвещает ее, и она просвещает всех. Если человек не желает жить просвещенным светом Божиим, то он живет во тьме, сам того и не замечая. А путь беззаконных — как тьма. Господь благословил первых людей, и они услышали: плодитесь, размножайтесь, населяйте землю. С рождением детей, увеличением семьи связана величайшая радость, которую теперь многие люди потеряли. Они не видят в рождении младенца Божье благословение, радость, считают, что рождение ребенка связано с какими-то ужасными трудностями. Человек, помраченный своей гордостью, потерял разум и беснуется, находится в страшном, болезненном состоянии.
Несмотря на то, что люди смертны, смерть владычествует над ними, но не над человечеством. Люди уходят в мир иной, но жизнь не прекращается, она продолжается в их детях, в детях их родных. В этом проявляется любовь Божия, которая дает жизнь людям, несмотря на наличие смерти. И, не желая иметь детей, люди лишают себя самой большой радости. Священное Писание повествует, что родители Богородицы Иоаким и Анна были людьми благочестивыми, жили в чистом браке, но их радость была неполной, потому что не имели они детей. В те времена это считалось следствием какого-то тяжкого греха. Иоаким и Анна несли крест уничижения. И какова же была их радость, когда от ангела они получили известие, что у них будет ребенок, девочка, что ее следует назвать Марией, и что она будет необыкновенной среди людей. И, испытав радость рождения ребенка, Иоаким и Анна понимали, что это не их заслуга, ибо в их возрасте всяческие человеческие законы родиться младенцу уже не действовали. Это был плод молитвы, плод милости Божией. И они, обретя ребенка, особенно четко понимали, что это действительно ребенок Божий. И поэтому, по достижении Марией трехлетнего возраста, они отдали дочь, как и обещали, в храм, на воспитание, Богу. Чтобы ребенок служил Богу, был с ним в тесном духовном общении.
Многие же ищут наслаждение в обладании чем-то для себя, а не в даровании кому-то радости.
Иные люди строят свою жизнь так, что это смыкается с Ницшеанской теорией: места слабым на Земле нет. А Господь говорит о другом: мы, сильные, должны немощи немощных носить.
Недавно ко мне в храм пришла женщина. Она сделала аборт. Врачи сказали, что плод не так стал развиваться, и есть угроза для жизни матери. Но женщина призналась, что она смалодушничала. Ребенок умерщвлен. Умерщвляют младенцев вроде под благовидным предлогом, когда считают, что родится больной, слабый, ненужный. Мы же должны понимать, что дети, как и мы сами, рождаются для жизни вечной. Все наши болезни, слабости — только на земле. Право на жизнь есть у любого, у всякого ребенка, даже если велика угроза, что он родится больным.
В словах Джианны, о которой мы говорили, и которая родилась милостью Божией, чувствуется большая сила. Она нашла поддержку в своем Отце, так она называет Бога. Она называет себя христианкой и является христианкой, потому что у нее правильное мышление, светлая душа, дающая силы немощному телу, и она находит в себе силы, чтобы встречаться с людьми и открывать им глаза. Она обращается и к мужчинам, мужественность которых в действительности-то должна заключаться не в обладании женщиной, а в поддержке слабых. И женщины не должны получать лишь похотливое удовольствие в соитии с мужчиной. Женщина, — сказано в Священном Писании, — «…спасется через чадородие…» (1 Тим. 2; 15). Женщина — мать. Это самое главное назначение женщины, и как же она должна беречь свое здоровье, и телесное, и, конечно, духовное, чтобы дать возможность продолжаться жизни!
Сейчас говорят: «партнер». Недопустимое слово. Что это? Обладать женщиной может только муж, и ни о каком партнерстве речи нет. Тем более, о частой смене «партнеров», а ведь это приводит к тому, что и женщина, и мужчина заболевают болезнями, которые осложняют и без того сложную жизнь.
После одного, двух детей женщины часто рассуждают: «Одного, двух достаточно, остальные не нужны». Это грех, противление воле Божией, которая направлена на то, чтобы человек был счастлив. Не надо обманывать себя и других. Никакого подлинного человеческого настоящего счастья не существует вне общения с Творцом, с Богом, который лучше нас знает, где этот путь к счастью и, главное, к той вечной жизни, к которой мы готовимся.