Екатерина Харченко. «Операция АГОА»

08.08.2011

Антиутопия. Посвящается сторонникам (легальности) абортов.

 

В 2050 году вРос­сии была лега­ли­зо­ва­на эвта­на­зия ста­ри­ков, извест­ная в мире как опе­ра­ция АГОА. Свое назва­ние опе­ра­ция АГОА полу­чи­ла от англий­ской аббре­ви­а­ту­ры AGOA, кото­рая рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся как «against gloomy old age»,т.е. «про­тив мрач­ной старости».

Пра­во на про­ве­де­ние опе­ра­ции АГОА будет предо­став­ле­но детям пре­ста­ре­лых роди­те­лей. Если же у ста­ри­ка нет детей, то пра­во при­ня­тия реше­ния отно­си­тель­но опе­ра­ции пере­хо­дит к бли­жай­шим род­ствен­ни­кам. Соглас­но зако­но­да­тель­ству, про­во­дить опе­ра­цию АГОА по жела­нию люди име­ют пра­во в слу­чае, если ста­рик достиг воз­рас­та 90 лет. До дости­же­ния ста­ри­ка­ми это­го воз­рас­та опе­ра­ция про­во­дит­ся толь­ко по пока­за­ни­ям. К пока­за­ни­ям для опе­ра­ции АГОА относятся:
— умствен­ные болез­ни (тяже­лые фор­мы скле­ро­за, маразма);
— шизо­фре­ния и дру­гие пси­хи­че­ские болез­ни, в резуль­та­те кото­рых чело­век пере­ста­ет быть само­сто­я­тель­ным и дееспособным;
— пол­ный или частич­ный паралич,наступивший в резуль­та­те инсуль­та или дру­гих обсто­я­тельств; — чрез­мер­ная дрях­лость, в резуль­та­те кото­рой чело­век пере­ста­ет быть само­сто­я­тель­ным и дееспособным;
— болез­ни, в резуль­та­те кото­рых ста­рик ста­но­вит­ся лежа­чим больным;
— иное.

Опе­ра­ция АГОА не может счи­тать­ся убий­ством, как счи­та­ют неко­то­рые фана­тич­но настро­ен­ные рели­ги­оз­ные люди. Оче­вид­но, что старик,обладающий одним или несколь­ки­ми из выше­пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков, не может счи­тать­ся пол­но­цен­ным чело­ве­ком. Это уже не чело­век в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва, а био­ло­ги­че­ский объ­ект. Его орга­низм пере­ста­ет нор­маль­но функ­ци­о­ни­ро­вать, он теря­ет самостоятельность.

Действительно,как мож­но счи­тать чело­ве­ком суще­ство, кото­рое не может гово­рить, само­сто­я­тель­но пере­дви­гать­ся (а то и вовсе при­ко­ва­но к посте­ли), кото­рое ходит в туа­лет «под себя» и даже при­ни­мать пищу само­сто­я­тель­но не может? Оче­вид­но, что это полу­че­ло­век-полу­расте­ние, «живой труп». Или как мож­но назы­вать «людь­ми» тех, кто теря­ет рас­су­док, ведет себя неадек­ват­но и даже род­ных не узна­ет? Такая жизнь при­но­сит стра­да­ния им сами­ми ста­но­вит­ся обу­зой для их род­ных, а пото­му теря­ет смысл. Досроч­ное пре­кра­ще­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ния орга­низ­ма ста­ри­ка изба­вит послед­не­го от мучи­тель­но­го ожи­да­ния смер­ти в бес­смыс­лен­ных стра­да­ни­ях, а род­ных– от тяже­ло­го бре­ме­ни ухо­да за ним.

Конеч­но, нель­зя утвер­ждать, что делать опе­ра­цию АГОА – это хоро­шо. Разу­ме­ет­ся, это все­гда пло­хо, когда при­хо­дит­ся на такое идти. Для неко­то­рых людей эвта­на­зия их роди­те­лей ста­но­вит­ся насто­я­щей тра­ге­ди­ей. Но часто это – вынуж­ден­ная необ­хо­ди­мость, край­няя мера, когда нет дру­го­го выхо­да. Неко­то­рые про­тив­ни­ки опе­ра­ции АГОА счи­та­ют, что про­во­дить ста­ри­кам эту опе­ра­цию – без­нрав­ствен­но, и долж­но быть вне зако­на. Одна­ко они не пони­ма­ют, что запрет будет иметь обрат­ные последствия.

Во-первых,если людей лишить пра­ва на офи­ци­аль­ное и без­бо­лез­нен­ное для ста­ри­ков про­ве­де­ние опе­ра­ции АГОА, рез­ко воз­рас­тет чис­ло слу­ча­ев под­поль­ных эвта­на­зий. Люди по-преж­не­му будут при­бе­гать к дан­ной опе­ра­ции, но будут делать это неле­галь­но, неиз­вест­но каки­ми спо­со­ба­ми. В резуль­та­те коли­че­ство опе­ра­ций АГОА не умень­шит­ся, зато сами ста­ри­ки могут тяж­ко стра­дать: под­поль­ная эвта­на­зия, в отли­чие от про­фес­си­о­наль­ной, может сде­лать смерть ста­ри­ка дол­гой и мучи­тель­ной из-за нека­че­ствен­но­го совер­ше­ния операции.

А во-вто­рых, нель­зя лишать людей пра­ва на совер­ше­ния опе­ра­ции АГОА. Раз­ные быва­ют обсто­я­тель­ства у людей, и это надо пони­мать. Не все могут поз­во­лить себе уход за боль­ным, пре­ста­ре­лым роди­те­лем: кто-то финан­со­во не может потя­нуть содер­жа­ние ста­ри­ка, кому-то это про­сто физи­че­ски не потя­нуть, а кто-то про­сто не готов взва­лить на себя тяж­кое бре­мя ухо­да за ста­ри­ком. И навя­зы­вать людям послед­нее про­тив их воли было бы кате­го­ри­че­ски непра­виль­но: это будет нару­ше­ни­ем прав и сво­бод граж­дан. Жизнь таких ста­ри­ков начи­на­ет пол­но­стью зави­сеть от тех, кто рядом с ними. А пото­му и реше­ние о про­ве­де­нии опе­ра­ции АГОА долж­ны при­ни­мать послед­ние – как пра­ви­ло, это дети или дру­гие родственники.

Ну, а в‑третьих, нет смыс­ла раз­во­дить ста­рость и нище­ту. Зачем обре­ме­нять обще­ство боль­ны­ми, немощ­ны­ми и бед­ны­ми ста­ри­ка­ми? Поль­зу обще­ству они уже не при­не­сут, зато денеж­ных, вре­мен­ных, мораль­ных и физи­че­ских затрат потре­бу­ют нема­ло. А имен­но это и будет про­ис­хо­дить, если опе­ра­ция АГОА вовсе пере­ста­нет про­во­дить­ся. Кро­ме того, дома для пре­ста­ре­лых будут пере­пол­не­ны, мест для всех ста­ри­ков не хва­тит. Да и жесто­ко было бы обре­кать ста­ри­ка на жал­кое суще­ство­ва­ние в дан­ном учре­жде­нии: эвта­на­зия в дан­ном слу­чае гораз­до гуманнее.

Допу­стим, у неко­е­го чело­ве­ка (назо­вем его граж­да­нин N) отец стал боль­ным лежа­чим ста­ри­ком. А у граж­да­ни­на N финан­со­вые труд­но­сти. Меж­ду тем, ему надо свою семью содер­жать. Денег и вре­ме­ни для ухо­да за ста­ри­ком у него про­сто нет. Если же он ста­нет разо­рять бюд­жет семьи, поку­пая все необ­хо­ди­мое для ухо­да (а поку­пать надо нема­ло!), то будут стра­дать его жена и дети. Но чле­ны его семьи не обя­за­ны жить в нище­те! Они впра­ве рас­счи­ты­вать на достой­ную жизнь. В дан­ной ситу­а­ции мож­но понять жела­ние граж­да­ни­на N мяг­ко окон­чить мучи­тель­ную жизнь ста­ри­ка, кото­рый уже не чело­век, а полу­жи­вой био­ло­ги­че­ский объ­ект. Или, напри­мер, мать неко­ей граж­дан­ки M впа­ла в маразм и отныне пере­ста­ла быть пол­но­цен­ным чело­ве­ком. А у нее, граж­дан­ки M, серд­це сла­бое. Тра­тить силы и нер­вы на уход за мате­рью она не может – это опас­но для ее жиз­ни и здо­ро­вья. А если у граж­дан­ки M своя семья есть, то нуж­но про­явить к жен­щине осо­бую чут­кость и пони­ма­ние: ей и так очень трудно.

Но все же опе­ра­ция АГОА – это хоть и допу­сти­мый, но не луч­ший спо­соб реше­ния про­бле­мы. Для про­фи­лак­ти­ки эвта­на­зии ста­ри­ков надо пред­ла­гать людям покуп­ку лекарств и про­дук­тов, сни­жа­ю­щих рис­ки воз­ник­но­ве­ния при­чин для про­ве­де­ния опе­ра­ции. Так­же нуж­но орга­ни­зо­вы­вать соци­аль­ные службы,которые мог­ли бы помо­гать уха­жи­вать за ста­ри­ка­ми. Необ­хо­ди­мо напо­ми­нать людям о неже­ла­тель­но­сти про­ве­де­ния опе­ра­ции АГОА и при­зы­вать их к тому, что­бы они ста­ра­лись нахо­дить дру­гие спо­со­бы реше­ния про­бле­мы. Имен­но таки­ми, а не запре­ти­тель­ны­ми мето­да­ми сле­ду­ет про­во­дить про­фи­лак­ти­ку опе­ра­ции АГОА.

Обсу­дить на форуме

Для создания ссылки на эту статью, скопируйте следующий код в Ваш сайт или блог:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика