Антиутопия. Посвящается сторонникам (легальности) абортов.
В 2050 году вРоссии была легализована эвтаназия стариков, известная в мире как операция АГОА. Свое название операция АГОА получила от английской аббревиатуры AGOA, которая расшифровывается как «against gloomy old age»,т.е. «против мрачной старости».
Право на проведение операции АГОА будет предоставлено детям престарелых родителей. Если же у старика нет детей, то право принятия решения относительно операции переходит к ближайшим родственникам. Согласно законодательству, проводить операцию АГОА по желанию люди имеют право в случае, если старик достиг возраста 90 лет. До достижения стариками этого возраста операция проводится только по показаниям. К показаниям для операции АГОА относятся:
— умственные болезни (тяжелые формы склероза, маразма);
— шизофрения и другие психические болезни, в результате которых человек перестает быть самостоятельным и дееспособным;
— полный или частичный паралич,наступивший в результате инсульта или других обстоятельств; — чрезмерная дряхлость, в результате которой человек перестает быть самостоятельным и дееспособным;
— болезни, в результате которых старик становится лежачим больным;
— иное.
Операция АГОА не может считаться убийством, как считают некоторые фанатично настроенные религиозные люди. Очевидно, что старик,обладающий одним или несколькими из вышеперечисленных признаков, не может считаться полноценным человеком. Это уже не человек в полном смысле этого слова, а биологический объект. Его организм перестает нормально функционировать, он теряет самостоятельность.
Действительно,как можно считать человеком существо, которое не может говорить, самостоятельно передвигаться (а то и вовсе приковано к постели), которое ходит в туалет «под себя» и даже принимать пищу самостоятельно не может? Очевидно, что это получеловек-полурастение, «живой труп». Или как можно называть «людьми» тех, кто теряет рассудок, ведет себя неадекватно и даже родных не узнает? Такая жизнь приносит страдания им самими становится обузой для их родных, а потому теряет смысл. Досрочное прекращение функционирования организма старика избавит последнего от мучительного ожидания смерти в бессмысленных страданиях, а родных– от тяжелого бремени ухода за ним.
Конечно, нельзя утверждать, что делать операцию АГОА – это хорошо. Разумеется, это всегда плохо, когда приходится на такое идти. Для некоторых людей эвтаназия их родителей становится настоящей трагедией. Но часто это – вынужденная необходимость, крайняя мера, когда нет другого выхода. Некоторые противники операции АГОА считают, что проводить старикам эту операцию – безнравственно, и должно быть вне закона. Однако они не понимают, что запрет будет иметь обратные последствия.
Во-первых,если людей лишить права на официальное и безболезненное для стариков проведение операции АГОА, резко возрастет число случаев подпольных эвтаназий. Люди по-прежнему будут прибегать к данной операции, но будут делать это нелегально, неизвестно какими способами. В результате количество операций АГОА не уменьшится, зато сами старики могут тяжко страдать: подпольная эвтаназия, в отличие от профессиональной, может сделать смерть старика долгой и мучительной из-за некачественного совершения операции.
А во-вторых, нельзя лишать людей права на совершения операции АГОА. Разные бывают обстоятельства у людей, и это надо понимать. Не все могут позволить себе уход за больным, престарелым родителем: кто-то финансово не может потянуть содержание старика, кому-то это просто физически не потянуть, а кто-то просто не готов взвалить на себя тяжкое бремя ухода за стариком. И навязывать людям последнее против их воли было бы категорически неправильно: это будет нарушением прав и свобод граждан. Жизнь таких стариков начинает полностью зависеть от тех, кто рядом с ними. А потому и решение о проведении операции АГОА должны принимать последние – как правило, это дети или другие родственники.
Ну, а в-третьих, нет смысла разводить старость и нищету. Зачем обременять общество больными, немощными и бедными стариками? Пользу обществу они уже не принесут, зато денежных, временных, моральных и физических затрат потребуют немало. А именно это и будет происходить, если операция АГОА вовсе перестанет проводиться. Кроме того, дома для престарелых будут переполнены, мест для всех стариков не хватит. Да и жестоко было бы обрекать старика на жалкое существование в данном учреждении: эвтаназия в данном случае гораздо гуманнее.
Допустим, у некоего человека (назовем его гражданин N) отец стал больным лежачим стариком. А у гражданина N финансовые трудности. Между тем, ему надо свою семью содержать. Денег и времени для ухода за стариком у него просто нет. Если же он станет разорять бюджет семьи, покупая все необходимое для ухода (а покупать надо немало!), то будут страдать его жена и дети. Но члены его семьи не обязаны жить в нищете! Они вправе рассчитывать на достойную жизнь. В данной ситуации можно понять желание гражданина N мягко окончить мучительную жизнь старика, который уже не человек, а полуживой биологический объект. Или, например, мать некоей гражданки M впала в маразм и отныне перестала быть полноценным человеком. А у нее, гражданки M, сердце слабое. Тратить силы и нервы на уход за матерью она не может – это опасно для ее жизни и здоровья. А если у гражданки M своя семья есть, то нужно проявить к женщине особую чуткость и понимание: ей и так очень трудно.
Но все же операция АГОА – это хоть и допустимый, но не лучший способ решения проблемы. Для профилактики эвтаназии стариков надо предлагать людям покупку лекарств и продуктов, снижающих риски возникновения причин для проведения операции. Также нужно организовывать социальные службы,которые могли бы помогать ухаживать за стариками. Необходимо напоминать людям о нежелательности проведения операции АГОА и призывать их к тому, чтобы они старались находить другие способы решения проблемы. Именно такими, а не запретительными методами следует проводить профилактику операции АГОА.