•  

    аборт, мини аборт, контрацепция

     

    Беременность и аборты

     

    ( Ангел смерти. Биография основательницы «Ассоциации Планирования Семьи» Маргарет Зангер 0 голосов: 0 из 5 )

    Ангел смерти. Биография основательницы «Ассоциации Планирования Семьи» Маргарет Зангер

    16.11.2010

    Меж­ду­на­род­ная Феде­ра­ция Семьи — это ста­рей­шая в мире, вели­чай­шая в мире луч­шим обра­зом орга­ни­зо­ван­ная кор­по­ра­ция, внед­ря­ю­щая абор­ты и кон­троль над рож­да­е­мо­стью в миро­вом мас­шта­бе. Как гла­сит «Еже­год­ный отчет Аме­ри­кан­ской Феде­ра­ции Пла­ни­ро­ва­ния Семьи за 1992 год», рабо­та Орга­ни­за­ции ведет­ся 134 стра­нах всех кон­ти­нен­тов. Толь­ко в США в 922 спец­кли­ни­ках и 167 фили­а­лах, рас­ки­нув­ших свою сеть от побе­ре­жья до побе­ре­жья, тру­дит­ся более 20 тыс. чело­век штат­но­го пер­со­на­ла и доб­ро­воль­ных помощ­ни­ков. Ком­фор­та­бель­ная и обо­ру­до­ван­ная по послед­не­му сло­ву тех­ни­ки штаб-квар­ти­ра в Нью-Йор­ке, центр пра­во­во­го обес­пе­че­ния в Вашинг­тоне, пунк­ты рабо­ты с обще­ствен­ным мне­ни­ем в Атлан­те, Чика­го, Май­а­ми и Сан-Фран­цис­ко, офи­ци­аль­ные меж­ду­на­род­ные цен­тры в Лон­доне, Най­ро­би, Банг­ко­ке, Нью-Дели; нало­го­вая декла­ра­ция 1992 года огла­ша­ет 192,9 млн. долл. основ­но­го капи­та­ла, 108,2 млн. долл. капи­таль­ных вло­же­ний и 23,5 млн. долл. чистой при­бы­ли. Это толь­ко в США, а вме­сте с наци­о­наль­ны­ми отде­ле­ни­я­ми все­го мира годо­вой бюд­жет этой «неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции» равен более чем бил­ли­о­ну(?) долларов.

    А нача­лось все с кро­шеч­ной под­поль­ной кли­ни­ки на бруклин­ской окра­ине, обслу­жи­ва­е­мой энту­зи­а­ста­ми соци­а­ли­сти­че­ско­го и анар­хист­ско­го тол­ка, воз­глав­ля­е­мой Мар­га­рет Зангер.

    Каким обра­зом уда­лось два­дца­ти­лет­ней мед­сест­ре-недо­уч­ке рас­кру­тить эту гигант­скую маши­ну? И наобо­рот: не отра­зил­ся ли харак­тер и лич­ная судь­ба осно­ва­тель­ни­цы на струк­ту­ре и стра­те­гии Ассо­ци­а­ции? Что это в кон­це кон­цов за чело­век, умуд­рив­ший­ся всю жизнь — все трид­ца­тые, соро­ко­вые, пяти­де­ся­тые, шести­де­ся­тые годы — с высо­кой три­бу­ны про­по­ве­до­вать слег­ка видо­из­ме­нен­ные идеи Гит­ле­ра, Ста­ли­на и Мао и не под­верг­нуть­ся не толь­ко уго­лов­но­му пре­сле­до­ва­нию, но даже и про­сто­му жур­на­лист­ско­му раз­об­ла­че­нию? Ответ на эти вопро­сы, воз­мож­но, под­ве­дет нас к отве­ту еще на один: каким обра­зом в стра­нах тор­же­ству­ю­щей демо­кра­тии легаль­но функ­ци­о­ни­ру­ет орга­ни­за­ция, унес­шая, по самым при­бли­зи­тель­ным под­сче­там, два с поло­ви­ной бил­ли­о­на(?) чело­ве­че­ских жиз­ней? Истоки

    Мар­га­рет Зан­гер роди­лась 14 сен­тяб­ря 1879 года в малень­ком про­мыш­лен­ном город­ке Кор­нин­ге под Нью-Йор­ком, в семье ирланд­ских эми­гран­тов. В семье кро­ме Мар­га­рет было пяте­ро детей; впо­след­ствии роди­лось еще пятеро.

    Жила семья бед­но и как-то туск­ло. Отец, быв­ший неко­гда като­ли­ком, рабо­тал камен­щи­ком — и пил, пил… В пья­ном и полу­пья­ном виде Май­кл любил «воль­но­дум­ство­вать» и поучать детей в цинич­но-ате­и­сти­че­ском духе, раз­ру­шая скром­ные резуль­та­ты педа­го­ги­че­ской рабо­ты мате­ри. уже будучи взрос­лой, Мар­га­рет не мог­ла даже на поез­де про­ехать мимо мест, где про­шло ее без­ра­дост­ное дет­ство — у нее тот­час начи­нал­ся при­ступ «кор­нин­ги­та».

    Кре­сти­ли Мар­га­рет по като­ли­че­ско­му обря­ду в 1893 году, тай­но от отца. Атмо­сфе­ра тай­ны под­хле­сты­ва­ла вооб­ра­же­ние, и Мар­га­рет про­яви­ла в отро­че­стве горя­чий инте­рес к бого­слу­же­нию, отча­сти даже к вопро­сам духов­ной жиз­ни. Одна­ко энту­зи­азм нео­фит­ки ока­зал­ся хруп­ким: после смер­ти мате­ри, кото­рую Мар­га­рет поте­ря­ла в воз­расте сем­на­дца­ти лет, он сме­нил­ся стой­ким отвра­ще­ни­ем от все­го цер­ков­но­го, сохра­нив­шим­ся уже до само­го конца.

    Как толь­ко пред­ста­ви­лась воз­мож­ность, Мар­га­рет поки­ну­ла лоно семьи и посту­пи­ла в кол­ледж Клэй­вр­эк — малень­кий, недо­ро­гой, уют­ный — меч­та сред­не­го американца.

    Как ни демо­кра­тич­ны были поряд­ки в кол­ле­дже и как ни низ­ка была пла­та за обу­че­ние, Мар­га­рет, вку­сив­шая воль­ной жиз­ни, то есть ради­каль­ной круж­ков­щи­ны и сво­бод­но­го сек­са, вско­ре пере­ста­ла выпол­нять даже эти уме­рен­ные тре­бо­ва­ния. Клэй­вр­эк при­шлось оста­вить и вер­нуть­ся домой. Но — толь­ко для того, что­бы, осмот­рев­шись, сно­ва пустить­ся в оке­ан жизни.

    Мар­га­рет посту­пи­ла на рабо­ту вос­пи­та­тель­ни­цей в дет­ский сад. К сча­стью для детей и их роди­те­лей, она не задер­жа­лась на этом месте и через пол­го­да пере­шла рабо­тать уче­ни­цей мед­сест­ры в одну из про­вин­ци­аль­ных больниц.

    Боль­нич­ная рабо­та ока­за­лась еще уто­ми­тель­нее и одно­об­раз­нее дет­са­дов­ской. Мар­га­рет так и не завер­ши­ла кур­са ста­жи­ров­ки. Все сло­ва ее «Авто­био­гра­фии» (Нью-Йорк, 1938), пред­став­ля­ю­щие ее «хоро­шо обу­чен­ной и опыт­ной мед­сест­рой» — чистая выдум­ка. На самом деле мак­си­мум на что она была спо­соб­на как медик даже в пору рас­цве­та сво­е­го про­фес­си­о­на­лиз­ма — сме­нить про­сты­ню, выне­сти суд­но и схо­дить позвать заведующую.

    Есте­ствен­но, все это ей мало подходило.

    В те пури­тан­ские вре­ме­на для бед­ной и не слиш­ком рабо­тя­щей девуш­ки достой­ный выход был один — она и вышла за мешок с день­га­ми. Зима разочарований

    Уильям Зан­гер не был тем, что назы­ва­ет­ся «богач», но он был обес­пе­чен, зани­мал пре­стиж­ное место в про­цве­та­ю­щей архи­тек­тур­ной фир­ме и успел даже сде­лать себе имя построй­ка­ми в Нью-Йорке.

    Зан­ге­ры посе­ли­лись в сим­па­тич­ной квар­ти­ре на Ман­х­эт­тене и зажи­ли «семей­ной жиз­нью». Но роль «хра­ни­тель­ни­цы домаш­не­го оча­га» наго­ня­ла на Мар­га­рет еще боль­шую ханд­ру, чем рабо­та вос­пи­та­тель­ни­цей или мед­сест­рой. Несмот­ря на все попыт­ки мужа раз­но­об­ра­зить ее жизнь — вклю­чая такую неор­ди­нар­ную, как построй­ка дома на Лонг-Айлен­де по ори­ги­наль­но­му про­ек­ту, — она затосковала.

    Вско­ре и с неболь­ши­ми пере­ры­ва­ми у нее роди­лись дети: два маль­чи­ка и девоч­ка. Но так как выяс­ни­лось, что вос­пи­та­ние их совсем не похо­же на соби­ра-ние фар­фо­ра и тре­бу­ет от мате­ри каких-то осо­бых душев­ных качеств и зна­чи­тель­ных допол­ни­тель­ных уси­лий, дети были пору­че­ны тет­кам и воспитателям.

    После деся­ти­ле­тия без­успеш­ных попы­ток вжить­ся в роль домаш­ней хозяй­ки Мар­га­рет вынуж­да­ет мужа про­дать дом в при­го­ро­де вме­сте со всем скар­бом и пере­се­лить­ся обрат­но на Ман­х­эт­тен, в серд­це города.

    Здесь Уильям воз­об­нов­ля­ет неко­то­рые из ради­каль­ных зна­комств сво­ей юности.

    В то вре­мя Нью-Йорк бук­валь­но кипел «левы­ми» иде­я­ми всех сор­тов, от про­ле­тар­ской рево­лю­ции до суф­ра­жиз­ма и анар­хиз­ма. Мар­га­рет с радо­стью оку­ну­лась в этот дото­ле незна­е­мый мир.

    Одна­жды она услы­ша­ла ора­тор­ство­вав­ше­го Джо­на Рида — и он потряс ее, как девять дней — мир. Извест­ные, в общем-то, вещи: фак­ты бед­ствен­но­го поло­же­ния рабо­чих, тео­ре­ти­че­ская марк­сист­ская база — в устах буду­ще­го пла­мен­но­го про­па­ган­ди­ста боль­ше­вист­ско­го режи­ма зву­ча­ли как поэма.

    Судь­ба Мар­га­рет была реше­на. Она объ­яви­ла о раз­ры­ве со сво­им бур­жу­аз­ным про­шлым, пре­вра­ти­ла квар­ти­ру на Ман­х­эт­тене в почти круг­ло­су­точ­но дей­ству­ю­щий клуб «левых», где за пивом с сосис­ка­ми обсуж­да­лись про­ек­ты соци­аль­но-поли­ти­че­ско­го пере­устрой­ства мира.

    И, кро­ме того, Мар­га­рет впер­вые в жиз­ни осмыс­лен­но взя­ла кни­гув руки. Этой кни­гой стал «Капи­тал». Bоительница

    К нача­лу деся­тых годов ХХ века под кры­лыш­ком Соци­а­ли­сти­че­ской пар­тии Аме­ри­ки при­юти­лись прак­ти­че­ски все экс­тре­мист­ские силы: ради­каль­ные рес­пуб­ли­кан­цы, рефор­ми­сты-уни­та­рии, «Рыца­ри тру­да», анар­хи­сты, попу­ли­сты, суф­ра­жист­ки, ком­му­ни­сты и т. д. Когда Мар­га­рет в 1912 году всту­пи­ла в Соци­а­ли­сти­че­скую пар­тию, это была мощ­ная поли­ти­че­ская сила, добив­ша­я­ся на мест­ных выбо­рах зна­чи­тель­ной побе­ды: 1200 госу­дар­ствен­ных долж­но­стей в 33 шта­тах, 160 горо­дов Аме­ри­ки зани­ма­ли став­лен­ни­ки пар­тии, насчи­ты­вав­шей к это­му вре­ме­ни более 116 тыс. членов.

    Наря­ду с бле­стя­щей ора­тор­ской тех­ни­кой отдель­ных дея­те­лей, таких как Рид или Юджин Деббс, впо­след­ствии с вос­тор­гом вос­кли­цав­ше­го: «Я — боль­ше­вик!», наря­ду с пафо­сом все­об­ще­го раз­ру­ше­ния, Мар­га­рет при­вле­ка­ла в Соци­а­ли­сти­че­ской пар­тии и сек­су­аль­ная про­грам­ма: суф­ра­жизм, «сво­бод­ная любовь», госу­дар­ствен­ный кон­троль над рож­да­е­мо­стью — это было то, что надо.

    Меж­ду тем, Билл Зан­гер начи­нал про­яв­лять бес­по­кой­ство. Пона­ча­лу он толь­ко радо­вал­ся, что жена его нашла себе дело по душе и тем­пе­ра­мен­ту, но вско­ре посто­ян­ный раз­гром в квар­ти­ре, веч­ное пре­бы­ва­ние детей на дачах сосе­дей и зна­ко­мых, а Мар­га­рет — на митин­гах и засе­да­ни­ях ста­ли его утомлять.

    В кон­це кон­цов, когда его жена объ­яви­ла себя сто­рон­ни­цей Эммы Гольд­мэн, Уильям решил дать зад­ний ход, порвать с соци­а­ли­ста­ми и выта­щить Мар­га­рет из ради­каль­но­го ому­та. Но было слиш­ком позд­но. Кумир

    Эмма Гольд­мэн была пла­мен­ной рево­лю­ци­о­нер­кой со свя­зя­ми по все­му миру: с боль­ше­ви­ка­ми — в Рос­сии, с фаби­ан­ца­ми — в Англии, с немец­ки­ми анар­хи­ста­ми и фран­цуз­ски­ми маль­ту­зи­ан­ца­ми. Она высту­па­ла с лек­ци­ям по всей Аме­ри­ке, соби­рая вос­тор­жен­ные тол­пы и обсуж­дая абсо­лют­но все: от необ­хо­ди­мо­сти «сво­бод­ной люб­ви» до «бла­го­род­но­го про­во­ка­тор­ства», от язв капи­та­лиз­ма до высо­кой доб­ро­де­те­ли наси­лия, от опас­но­стей демо­кра­тии до кон­тро­ля над рождаемостью.

    Жила она про­да­жей сво­е­го анар­хи­че­ско­го жур­на­ла «Мать сыра зем­ля» и рас­про­стра­не­ни­ем листо­вок, про­па­ган­ди­ро­вав­ших кон­тра­цеп­цию и сво­бо­ду сек­са. Извест­ная под про­зви­щем «Крас­ная Анарх­и­ня», Эмма по сти­лю пове­де­ния была рез­кой и гру­бой, но бле­стя­щей настоль­ко, что­бы успеш­но делать поли­ти­че­скую карьеру.

    Мар­га­рет сра­зу ста­ла по отно­ше­нию к Гольд­мэн в позу покор­ной уче­ни­цы. Она бук­валь­но впи­ты­ва­ла каж­дое сло­во, под руко­вод­ством Эммы шту­ди­ро­ва­ла тома из ее биб­лио­те­ки — Кро­пот­кин, Ленин, Неча­ев, Бабеф… И более глу­бо­ко — Рус­со, Воль­тер, Тол­стой… И в то же вре­мя — семи­том­ные «Иссле­до­ва­ния по сек­су­аль­ной пси­хо­ло­гии» Хэйв­ро­ка Элли­са (запом­ним это имя!).

    Мар­га­рет изу­чи­ла так­ти­ку рево­лю­ци­он­ной борь­бы на кон­крет­ных при­ме­рах Рос­сии, Австрии, Фран­ции и Польши.

    Если соци­а­ли­сти­че­ские ора­то­ры в свое вре­мя про­бу­ди­ли ее энту­зи­азм и научи­ли про­буж­дать его в дру­гих, то Эмма Гольд­мэн позна­ко­ми­ла начи­на­ю­щую акти­вист­ку с фило­со­фи­ей борь­бы и при­е­ма­ми «науч­но­го обос­но­ва­ния» тех или иных действий.

    Одна­ко что все­гда отли­ча­ло Мар­га­рет, так это стрем­ле­ние к прак­ти­че­ской — при­чем немед­лен­ной — реа­ли­за­ции ради­каль­ных идей. Осо­знав себя рево­лю­ци­о­нер­кой, она заяви­ла мужу, что поры­ва­ет со все­ми уста­нов­ле­ни­я­ми «хри­сти­ан­ско­го капи­та­лиз­ма», в том чис­ле — с ярмом супру­же­ской вер­но­сти, и пред­ло­жи­ла Бил­лу поэкс­пе­ри­мен­ти­ро­вать в обла­сти сво­бод­но­го сек­са. Уильям был убит. В отча­ян­ной попыт­ке спа­сти семью он нанял кот­тедж в деревне и увез туда Мар­га­рет и детей — про­вет­рить­ся от соци­а­ли­сти­че­ско­го угара.

    Когда они вер­ну­лись в Нью-Йорк, Эммы уже не было на месте: она совер­ша­ла оче­ред­ное лек­ци­он­ное турне, и Мар­га­рет с сек­су­аль­ной рево­лю­ции в дей­ствии пере­клю­чи­лась на ста­чеч­ную борьбу.

    Как раз в это вре­мя нача­лась гран­ди­оз­ная заба­стов­ка тка­чей в Лоурен­се, штат Мас­са­чус­сетс, финан­си­ро­вав­ша­я­ся Сою­зом Марк­си­стов и Все­мир­ной Феде­ра­ци­ей Про­мыш­лен­ных Рабо­чих. Стач­ка при­об­ре­та­ла жела­е­мый раз­мах. Орга­ни­за­то­рам ее уже виде­лись крас­ные фла­ги на ули­цах Аме­ри­ки. Не хва­та­ло лишь талант­ли­вых орга­ни­за­то­ров рабо­ты на местах. Тут и под­вер­ну­лась Зангер.

    Ее уча­стие в руко­вод­стве стач­кой име­ло гибель­ные послед­ствия для рево­лю­ции: заба­стов­ка ста­ла такой попу­ляр­ной, что весь ист­эб­лиш­мент по ту сто­ро­ну бар­ри­кад про­ник­ся сим­па­ти­ей к тка­чам. Финан­си­сты и биз­не­сме­ны, жур­на­ли­сты и пра­ви­тель­ство во гла­ве с пре­зи­ден­том Таф­том откры­то сочув­ство­ва­ли заба­стов­щи­кам и спе­ши­ли удо­вле­тво­рить их тре­бо­ва­ния. Стач­ка была выиг­ра­на, но рево­лю­ци­он­ная ситу­а­ция рас­со­са­лась. Мар­га­рет вер­ну­лась в семью.

    Но, как обыч­но, зати­шье было коротким.

    Вско­ре она ста­ла завсе­гда­та­ем вече­ри­нок Мэй­бл Додж, моло­дой раз­ве­ден­ной осо­бы, толь­ко что вер­нув­шей­ся из Парижа.

    На этих вече­рин­ках «левые» интел­лек­ту­а­лы соби­ра­лись обме­нять­ся мне­ни­я­ми, поспо­рить и про­сто изыс­кан­но поужи­нать. Темой выступ­ле­ний Мар­га­рет все­гда был секс. Для нее сама соци­аль­ная рево­лю­ция была лишь про­дол­же­ни­ем рево­лю­ции сек­су­аль­ной, а объ­еди­не­ние про­ле­та­ри­ев всех стран в еди­ную семью долж­но было создать усло­вия для рас­кре­по­ще­ния ранее подав­ля­е­мых есте­ствен­ных чувств.

    Прав­да, путь к этой все­об­щей радо­сти лежал через чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния, но на этом вни­ма­ние не акцен­ти­ро­ва­лось. Пре­рван­ный полет

    Пока заво­ро­жен­ная обще­ствен­ность вни­ма­ла речам и про­ро­че­ствам Мар­га­рет, ее муж, решив­ший, нако­нец, что соци­а­ли­сти­че­ская рево­лю­ция не может быть ничем иным, как толь­ко «оправ­да­ни­ем сек­су­аль­но­го раз­гу­ла», отва­жил­ся на послед­нюю попыт­ку сбить Мар­га­рет с избран­но­го ею кур­са. Несчаст­ный архи­тек­тор увез семью в Париж.

    Одна­ко «самый роман­тич­ный в мире город» не ока­зал ожи­дав­ше­го­ся дей­ствия на душу пла­мен­ной рево­лю­ци­о­нер­ки: про­жив там неко­то­рое вре­мя, она забра­ла детей и вер­ну­лась в Нью-Йорк — без наста­и­вав­ше­го на сво­ем мужа.

    С уза­ми бра­ка было покон­че­но, одна­ко и со сред­ства­ми к суще­ство­ва­нию тоже; Мар­га­рет реши­ла зара­ба­ты­вать на жизнь жур­на­ли­сти­кой. Вос­ми­по­лос­ная газе­та «Вои­тель­ни­ца» с деви­зом «Без богов и хозя­ев» — ее новое дети­ще — была заяв­ле­на как «газе­та воин­ству­ю­щей мыс­ли». И что каса­ет­ся воин­ствен­но­сти, обе­ща­ние было сдер­жа­но: «деге­не­ра­тив­ный инсти­тут бра­ка», «гра­би­тель­ская экс­плу­а­та­ция» и «борь­ба жен­щи­ны за свое пра­во: пра­во не рабо­тать, пра­во быть мате­рью-оди­ноч­кой, пра­во на раз­ру­ше­ние и на любовь» — восемь бое­вых полос пест­ре­ли зна­ко­мой уже нам фразеологией.

    Но пер­че­ные ста­тьи Мар­га­рет, в кото­рых кон­тра­цеп­ция и сво­бо­да сек­са чере­до­ва­лись с необ­хо­ди­мо­стью соци­аль­ных потря­се­ний и рево­лю­ци­он­но­го тер­ро­ра, в кон­це кон­цов обра­ти­ли на себя вни­ма­ние вла­стей. пар­ти­зан­ка полу­чи­ла в суд, где отме­ча­лось три­крат­ное нару­ше­ние феде­раль­но­го зако­на о печа­ти, каса­ю­ще­го­ся запре­та откры­той про­па­ган­ды эро­тиз­ма и рас­про­стра­не­ния пор­но­гра­фи­че­ской про­дук­ции. Так как обви­ни­тель­ный при­го­вор озна­чал пять лет коло­нии, а оправ­да­тель­но­го не пред­по­ла­га­лось, Мар­га­рет реши­ла бежать из стра­ны под чужим именем.

    Дру­зья-соци­а­ли­сты снаб­ди­ли рево­лю­ци­о­нер­ку пас­пор­том — теперь она была и под­поль­щи­цей. Заве­щав бое­вым това­ри­щам забо­ту о детях и сто­ты­сяч­ном тира­же све­же­от­пе­ча­тан­ных листо­вок, про­па­ган­ди­ру­ю­щих кон­тра­цеп­ти­вы, Мар­га­рет Зан­гер поки­ну­ла Соеди­нен­ные Шта­ты. «В зем­ли чуждей»

    Более года про­жи­ла Мар­га­рет в Англии, скры­ва­ясь от пра­во­су­дия. Но вре­ме­ни она даром не теря­ла: здесь она подроб­но озна­ко­ми­лась с уче­ни­ем Маль­ту­са и сбли­зи­лась с нео­маль­ту­зи­ан­ски­ми кругами.

    Про­фес­сор поли­ти­че­ской эко­но­ми­ки Томас Маль­тус про­сла­вил­ся сво­им «Опы­том о законе насе­ле­ния» (1798). в нем с оче­вид­ным сей­час схе­ма­тиз­мом дока­зы­ва­лось, что чис­лен­ность насе­ле­ния пла­не­ты рас­тет в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии, в то вре­мя как миро­вое про­из­вод­ство — толь­ко в ариф­ме­ти­че­ской. Выход из неиз­беж­но­го кри­зи­са голо­да и пере­на­се­ле­ния Маль­тус видел в мерах, кото­рые сдер­жи­ва­ли бы рост чело­ве­че­ской попу­ля­ции: отмене бла­го­тво­ри­тель­но­сти, поощ­ре­нии пре­ступ­но­сти и войн, запре­те на раз­ви­тие меди­ци­ны и борь­бу с эпи­де­ми­я­ми и т. п.

    В ХХ веке пещер­ные мето­ды Маль­ту­са уже нико­го бы не устро­и­ли. Его после­до­ва­те­ли, сохра­нив в непри­кос­но­вен­но­сти исход­ную акси­о­му учи­те­ля, раз­ра­бо­та­ли новое, гораз­до более утон­чен­ное и «науч­ное» уче­ние о поло­вом вос­пи­та­нии, кон­тра­цеп­ции, абор­тах и сте­ри­ли­за­ции, сокра­щая чис­лен­ность насе­ле­ния гораз­до успеш­нее чумы или войны.

    На Запа­де уче­ние маль­ту­зи­ан­цев полу­чи­ло огром­ное рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря изощ­рен­ной дема­го­гии, псев­до­на­уч­но­му изло­же­нию, заво­ра­жи­вав­ше­му поверх­ност­ных интел­лек­ту­а­лов, и оче­вид­но­му соот­вет­ствию этих идей уче­нию о «про­грес­се миро­вой цивилизации».

    Для Мар­га­рет маль­ту­зи­ан­ство было наход­кой. Ее не при­вле­ка­ли отвле­чен­ные эко­но­ми­че­ские, фило­соф­ские и соци­аль­но-поли­ти­че­ские идеи ее новых дру­зей, она все­гда была чело­ве­ком дей­ствия; но дей­ствие без тео­ре­ти­че­ской базы мог­ло иметь успех раз­ве что сре­ди лоуренс­ских тка­чей. А то, что дух идей Маль­ту­са род­стве­нен делу ее жиз­ни, Мар­га­рет поня­ла сразу.

    В нача­ле ХХ века в Англии суще­ство­ва­ло мно­же­ство нео­маль­ту­зи­ан­ских груп­пи­ро­вок. Позна­ко­мив­шись со все­ми, Мар­га­рет с осо­бен­ным вни­ма­ни­ем отнес­лась к евге­ни­кам — тече­нию наи­бо­лее ради­каль­но­му. Евге­ни­ки виде­ли реше­ние всех соци­аль­ных про­блем чело­ве­че­ства (мас­штаб пла­нов непре­мен­но все­ми­рен) в посте­пен­ном, но неуклон­ном «улуч­ше­нии чело­ве­че­ской поро­ды», в обес­пе­че­нии «вос­хож­де­ния чело­ве­че­ства по лест­ни­це про­грес­са» путем направ­лен­но­го сни­же­ния рож­да­е­мо­сти «непол­но­цен­ных» рас. Само собой разу­ме­ет­ся, что элит­ны­ми сор­та­ми рода чело­ве­че­ско­го при­зна­ва­лась поро­да Севе­ро-Запа­да Европы.

    Так как до Май­да­не­ка было еще лет два­дцать, в пер­вые деся­ти­ле­тия века евге­ни­ка заво­е­ва­ла все­об­щее при­зна­ние в Запад­ном мире, полу­чи­ла ста­тус нау­ки, госу­дар­ствен­ную и обще­ствен­ную под­держ­ку. Евге­ни­ку пре­по­да­ва­ли в уни­вер­си­те­тах: Гар­вар­де, Прин­стоне, Колум­бии… Иссле­до­ва­ния в этой обла­сти спон­си­ро­ва­ли фон­ды: Рок­фел­ле­ра, Фор­да, Кар­не­ги… Идеи евге­ни­ки под­спуд­но пита­ли искус­ство, пере­те­кая в мас­со­вую лите­ра­ту­ру, кино, ста­но­вясь частью обще­ствен­но­го созна­ния. Те, кто высту­пал про­тив, объ­яв­ля­лись вра­га­ми про­грес­са, обску­ран­та­ми и ретро­гра­да­ми. Голо­са, подоб­ные голо­су Гил­бер­та Честер­то­на — «Если дар­ви­низм был уче­ни­ем о выжи­ва­нии при­спо­со­бив­ших­ся, то евге­ни­ка — док­три­на выжи­ва­ния вырож­да­ю­щих­ся» — тону­ли в общем хоре моля­щих­ся идо­лу про­грес­са и наукообразия.

    У Мар­га­рет Зан­гер хва­ти­ло сооб­ра­зи­тель­но­сти занять место в пер­вых рядах побор­ни­ков «уче­ния века». Не так уж дол­го вды­ха­ла она тяже­лый туман англий­ской куль­тур­ной атмо­сфе­ры тех лет, но корич­не­вый налет на лег­ких остал­ся на всю жизнь. Поло­вое воспитание

    Насколь­ко маль­ту­зи­ан­ство ока­за­лось важ­но для фор­ми­ро­ва­ния буду­щих кон­цеп­ций Мар­га­рет, настоль­ко важ­ны­ми для нее лич­но ока­за­лись «меж­лич­ност­ные кон­так­ты» вре­мен англий­ско­го изгна­ния. Постель Мар­га­рет при­ни­ма­ла мно­гих лиде­ров соци­а­ли­сти­че­ской Англии: Гер­берт Уэллс и Бер­нард Шоу, Арнольд Бен­нет и Бер­нард Хейр… Сво­бод­ная от того, что она назы­ва­ла «давя­щим ядром супру­же­ской вер­но­сти», Мар­га­рет пре­да­лась почти мани­а­каль­но­му удо­вле­тво­ре­нию сво­ей похоти.

    Апо­фе­о­зом это­го орги­аз­ма яви­лись ее необыч­ные отно­ше­ния с Хэй­в­ло­ком Элли­сом, авто­ром тех самых «Иссле­до­ва­ний…», кото­рые она шту­ди­ро­ва­ла еще в США.

    Эллис был дедуш­кой сек­су­аль­ной рево­лю­ции. Автор почти пяти десят­ков книг, «науч­но» рас­смат­ри­ва­ю­щих раз­лич­ные аспек­ты поло­во­го вле­че­ния и спо­со­бов его удо­вле­тво­ре­ния, Эллис напра­вил всю рабо­ту сво­е­го интел­лек­та на обос­но­ва­ние дви­же­ния за «сво­бод­ную любовь».

    Имен­но интел­лек­та, ибо сам Хэй­в­лок был импо­тен­том. И будучи им, он про­во­дил свою жизнь в погоне за более изощ­рен­ны­ми чув­ствен­ны­ми удо­воль­стви­я­ми. Он устра­и­вал изыс­кан­ные оргии для сво­их маль­ту­зи­ан­ских и соци­а­ли­сти­че­ских дру­зей; экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с пси­хо­троп­ны­ми пре­па­ра­та­ми; гомо- и гете­ро­сек­су­а­лы посе­ща­ли его дом по спе­ци­аль­но состав­лен­но­му рас­пи­са­нию, зани­ма­ясь в нем веща­ми, от опи­са­ния кото­рых поко­ро­би­лась бы бумага.

    Для Мар­га­рет Эллис стал насто­я­щим идо­лом, кото­ро­му она раз и навсе­гда покло­ни­лась — ради его идей и ради его пове­де­ния в спальне (рас­ска­зать об «антич­ных» раз­вле­че­ни­ях пароч­ки сми­рен­ной про­зой нет ника­кой возможности).

    Одна­ко Мар­га­рет и Хэй­в­ло­ка влек­ла друг к дру­гу не толь­ко страсть к извра­ще­нию живот­но­го инстинк­та. Они нача­ли раз­ра­ба­ты­вать стра­те­гию буду­щих дей­ствий Зан­гер. Эллис наста­и­вал на необ­хо­ди­мо­сти воз­вра­ще­ния подру­ги в Нью-Йорк. Но в таком слу­чае над­ле­жа­ло несколь­ко сни­зить ради­каль­ность обще­ствен­ных выступ­ле­ний, смяг­чить про­аборт­ную кам­па­нию. Хоро­шо было бы пови­дать­ся с детьми, что­бы реа­би­ли­ти­ро­вать­ся в гла­зах обще­ствен­но­сти. И, конеч­но, пора заме­нить науч­но и гуман­но зву­ча­щи­ми тези­са­ми Маль­ту­са и евге­ни­ки обвет­шав­шие лозун­ги анар­хиз­ма и социализма.

    К тому вре­ме­ни, как истек год пре­бы­ва­ния Мар­га­рет в Англии, ее идеи окон­ча­тель­но усто­я­лись, стра­те­гия и так­ти­ка была раз­ра­бо­та­на. Она воз­вра­ща­лась в Аме­ри­ку одер­жи­мая реши­мо­стью изме­нить путь раз­ви­тия Запад­ной цивилизации.

    Пер­вым делом Мар­га­рет по пере­се­че­нии Атлан­ти­ки было воз­об­нов­ле­ние дру­же­ских отно­ше­ний с ауди­то­ри­ей. Исполь­зуя ста­рые при­е­мы, отто­чен­ные еще во вре­ме­на заба­сто­воч­ной борь­бы, она быст­ро заво­е­ва­ла обы­ва­тель­ские сим­па­тии. Это была пер­вая победа.

    Затем, что­бы упро­чить заво­е­ва­ние, она отпра­ви­лась в митин­го­во-лек­ци­он­ное турне по стране, от побе­ре­жья до побе­ре­жья. Три с поло­ви­ной меся­ца непре­рыв­ных ова­ций, лико­ва­ния тол­пы и повсе­мест­ной газет­ной шуми­хи — это ли не новая победа?

    Затем она реши­ла открыть под­поль­ную кли­ни­ку для прак­ти­че­ско­го осу­ществ­ле­ния кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью. Газе­ты, пам­фле­ты, речи — все это было лишь пре­лю­ди­ей насто­я­щей борьбы.

    Место для сво­ей кли­ни­ки Мар­га­рет выбра­ла в соот­вет­ствии со сво­ей идео­ло­ги­ей: рай­он Бра­унс­вилль, Нью-Йорк, засе­лен пре­иму­ще­ствен­но имми­гран­та­ми — сла­вя­на­ми, ита­льян­ца­ми, евре­я­ми, лати­нос. Мар­га­рет Зан­гер «спа­са­ла» стра­ну от «непол­но­цен­ных».

    Но это было уже слиш­ком. Через две неде­ли кли­ни­ка была закры­та, а ее осно­ва­тель­ни­ца полу­чи­ла месяц тюрь­мы за рас­про­стра­не­ние опас­ных для здо­ро­вья меди­ка­мен­тов и совер­ше­ние неле­галь­ных меди­цин­ских опе­ра­ций с исполь­зо­ва­ни­ем кон­тра­банд­ных средств.

    Но Мар­га­рет было уже не оста­но­вить. Едва вый­дя из заклю­че­ния, она созда­ет новую орга­ни­за­цию — Лига Кон­тро­ля над Рож­да­е­мо­стью, и начи­на­ет изда­ние жур­на­ла «The Birth Control Review». Она по-преж­не­му хоте­ла открыть кли­ни­ку, но вре­мя, про­ве­ден­ное в тюрь­ме, научи­ло ее быть осно­ва­тель­нее в под­го­тов­ке подоб­ных акций. Новая орга­ни­за­ция и жур­нал долж­ны были, по мыс­ли Зан­гер, под­го­то­вить обще­ствен­ное мне­ние. Рас­чет ока­зал­ся вер­ным. Орга­ни­за­ция и жур­нал — вот скром­ные исто­ки транс­на­ци­о­наль­ной импе­рии, кото­рой будет впо­след­ствии дано невин­но зву­ча­щее назва­ние «Ассо­ци­а­ция Пла­ни­ро­ва­ния Семьи».

    Хотя Мар­га­рет и навлек­ла на себя кри­ти­ку таких людей, как извест­ные еван­ге­лист­ский про­по­вед­ник Билл Сан­ди, като­ли­че­ский дея­тель Джон Рий­ан и быв­ший пре­зи­дент Тео­дор Рузвельт, мас­са интел­ли­гент­ству­ю­щих обы­ва­те­лей была теперь на ее сто­роне. День­ги нача­ли сте­кать­ся в ее офис в виде пожерт­во­ва­ний и дохо­дов от под­пис­ки, в уве­ли­че­нии кото­рой нема­ло­важ­ную роль сыг­рал тот факт, что стра­ни­цы «Ревю» укра­ша­ли ста­тьи Гер­бер­та Уэлл­са, Джу­ли­а­на Хакс­ли, Кар­ла Мен­нин­ге­ра и др.

    К 1922 году поло­же­ние Мар­га­рет ста­но­вит­ся незыб­ле­мым. Она выиг­ры­ва­ет несколь­ко важ­ных судеб­ных про­цес­сов, орга­ни­зу­ет меж­ду­на­род­ную кон­фе­рен­цию по про­бле­мам кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью и совер­ша­ет кру­го­свет­ное турне с цик­лом лек­ций, встре­ча­е­мых на ура. Ее имя на устах у всех, одна из ее мно­го­чис­лен­ных книг ста­но­вит­ся бест­сел­ле­ром несмот­ря на ярост­ную поле­ми­ку, вызван­ную ее появ­ле­ни­ем, а может быть и бла­го­да­ря ей.

    «Основ­ной вопрос циви­ли­за­ции» — по-сво­е­му уни­каль­ная кни­га. В ней на 284 стра­ни­цах Мар­га­рет откры­то про­па­ган­ди­ру­ет идеи Маль­ту­са и евге­ни­ки, при­зы­вая «выдер­ги­вать пле­ве­лы чело­ве­че­ства», бороть­ся с мило­сер­ди­ем, сни­жать чис­лен­ность «непол­но­цен­ных, умствен­но отста­лых и несо­от­вет­ству­ю­щих расо­вым стан­дар­там», а так­же к при­ну­ди­тель­ной сте­ри­ли­за­ции «гене­ти­че­ски вто­ро­сорт­ных рас».

    Будь подоб­ная кни­га опуб­ли­ко­ва­на сего­дня, ее немед­лен­но заклей­ми­ли бы как расист­скую и анти­де­мо­кра­ти­че­скую. Но в нача­ле два­дца­тых Мар­га­рет лишь сорва­ла апло­дис­мен­ты. Не сле­ду­ет забы­вать, что это были крас­ные день­ки соци­а­лиз­ма во всем мире — и род­ствен­но­го ему фашизма.

    Пара­док­саль­но, но факт: на пути Мар­га­рет боль­ше не пред­ви­де­лось пре­пят­ствий; ее вели­кая рево­лю­ция нача­лась. Пле­ве­лы человечества

    Руко­вод­ство Ассо­ци­а­ции Пла­ни­ро­ва­ния Семьи (АПС) все­гда стре­ми­лось как-то замас­ки­ро­вать расист­скую сущ­ность боль­шин­ства выска­зы­ва­ний мате­ри-осно­ва­тель­ни­цы, про­яв­ляя зача­стую чуде­са изво­рот­ли­во­сти. Одна­ко факт оста­ет­ся фак­том: Мар­га­рет несо­мнен­но нахо­ди­лась во вла­сти идей Маль­ту­са об улуч­ше­нии чело­ве­че­ской породы.

    Частич­но такая при­тя­га­тель­ность их для Зан­гер объ­яс­ни­ма тем, что все ее любов­ни­ки, дру­зья и това­ри­щи по борь­бе были не толь­ко соци­а­ли­ста­ми, но и евге­ни­ан­ца­ми, от после­до­ва­те­лей ленин­ских идей Уэлл­са, Шоу и Юли­уса Хам­ме­ра, до после­до­ва­те­лей Гит­ле­ра Эрн­ста Руди­на и Лео­на Уит­ни. К тому же ее любов­ник и учи­тель Хэй­в­лок Эллис был люби­мым уче­ни­ком Фран­са Галь­то­на, того бле­стя­ще­го кузе­на Чарль­за Дар­ви­на, кото­рый впер­вые систе­ма­ти­че­ски и попу­ляр­но изло­жил основ­ные прин­ци­пы евгеники.

    Одна­ко не толь­ко лич­ные сим­па­тии свя­зы­ва­ли Мар­га­рет с евге­ни­кой. Она дей­стви­тель­но глу­бо­ко была убеж­де­на в том, что «отста­лые наро­ды» тор­мо­зят раз­ви­тие чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции, явля­ясь «пле­ве­ла­ми» сре­ди пше­ни­цы чело­ве­че­ства. Поли­ти­ка гума­ни­тар­ной помо­щи этни­че­ским мень­шин­ствам и соци­аль­но неза­щи­щен­ным при­во­ди­ла ее в ярость, ее, вме­сте с дру­ги­ми соци­а­ли­ста­ми ожи­дав­шую с нетер­пе­ни­ем кон­ца хри­сти­ан­ской «эры мило­сер­дия», после кото­рой долж­на была нако­нец насту­пить эпо­ха рабо­ты по улуч­ше­нию «поро­ды людей». Эту рабо­ту Мар­га­рет пред­став­ля­ла себе как тоталь­ную сте­ри­ли­за­цию «низ­ших рас», что при­ве­ло бы в кон­це кон­цов к их пол­но­му исчезновению.

    Мар­га­рет Зан­гер была созна­тель­ным и убеж­ден­ным бор­цом, а не той поверх­ност­но увле­чен­ной вея­ни­я­ми вре­ме­ни про­стуш­кой, какой пыта­ют­ся выста­вить ее нынеш­ние дея­те­ли из АПС.

    Все финан­си­ро­ва­ние пер­вых про­ек­тов, весь штат Ассо­ци­а­ции, ора­то­ры на кон­фе­рен­ци­ях, авто­ры листо­вок и обслу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал — с само­го нача­ла име­ло сво­им источ­ни­ком Обще­ство Евге­ни­ков, в офи­се кото­ро­го дол­гое вре­мя рас­по­ла­га­лась штаб-квар­ти­ра Ассо­ци­а­ции, пока к насто­я­ще­му момен­ту обе орга­ни­за­ции окон­ча­тель­но не слились.

    Стра­ни­цы «The Birth Control Review» («Вест­ник кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью») — пред­ше­ствен­ни­ка «Planned Parenthood Review» («Вест­ник пла­ни­ру­е­мо­го роди­тель­ства») — пест­ре­ли откро­вен­но расист­ски­ми ста­тья­ми. Так в октяб­ре 1920 года жур­нал поме­стил одоб­ри­тель­ную рецен­зию на жут­кую кни­гу фашист­ву­ю­ще­го Лотро­па Стод­дар­да «Цвет­ные в борь­бе с гос­под­ству­ю­щей расой». В апре­ле 1932 года здесь Мар­га­рет подроб­но изло­жи­ла свой «План уми­ро­тво­ре­ния», соглас­но кото­ро­му «небла­го­род­ный чело­ве­че­ский мате­ри­ал» сле­до­ва­ло под­верг­нуть при­ну­ди­тель­ной сте­ри­ли­за­ции, рас­се­лить по ман­дат­ной систе­ме и, в кон­це кон­цов, собрать в кон­цен­тра­ци­он­ные лаге­ря. В апре­ле 1933 года «Ревю» опуб­ли­ко­ва­ло чудо­вищ­ную ста­тью «Евге­ни­сти­че­ская сте­ри­ли­за­ция: насущ­ная потреб­ность». Она была напи­са­на близ­ким дру­гом Мар­га­рет Эрн­стом Руди­ным, буду­щим дирек­то­ром Гит­ле­ров­ско­го про­ек­та гене­ти­че­ской сте­ри­ли­за­ции, вид­но­го дея­те­ля наци­о­нал-соци­а­лиз­ма, «обо­га­тив­ше­го» его идей­ную плат­фор­му кон­цеп­ци­ей «расо­вой гигиены».

    Рос­ла мощь орга­ни­за­ции — рас­ши­рял­ся спи­сок «непол­но­цен­ных рас». Чер­ные, испан­цы, ита­льян­цы… В кон­це кон­цов, все неа­рий­цы ока­за­лись в «чер­ном спис­ке». Когда 70% насе­ле­ния зем­ли ока­за­лись в кате­го­рии «реге­не­ра­тив­но неже­ла­тель­ных», Мар­га­рет реши­ла остановиться.

    Прак­ти­ка не на мно­го отста­ва­ла от теории.

    В 1939 году в ответ на запрос чинов­ни­ков от здра­во­охра­не­ния южных шта­тов Мар­га­рет пред­ста­ви­ла свой «Негри­тян­ский про­ект». В нем демо­гра­фи­че­ская ситу­а­ция аме­ри­кан­ско­го Юга оце­ни­ва­лась как нездо­ро­вая: чис­лен­ность «непол­но­цен­но­го» негри­тян­ско­го насе­ле­ния посто­ян­но уве­ли­чи­ва­лась, созда­вая угро­зу белой расе. Что­бы испра­вить поло­же­ние, Мар­га­рет пред­ла­га­ла отпра­вить в турне по Южным шта­там трех-четы­рех спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ных свя­щен­ни­ков, кото­рые в сво­их про­по­ве­дях про­во­ди­ли бы идеи кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью. Она писа­ла: «Крат­чай­ший путь к негри­тян­ско­му созна­нию лежит через рели­гию, и сам свя­щен­ник дол­жен стать тем чело­ве­ком, кото­рый иско­ре­нит вся­кое подо­зре­ние в том, что мы хотим сни­зить чис­лен­ность негров, если оно заро­дить­ся слу­чай­но в неко­то­рых горя­чих головах».

    Сами свя­щен­ни­ки, конеч­но, долж­ны были бы нахо­дить­ся под жесто­чай­шим кон­тро­лем. Чер­ным, таким обра­зом, предо­став­ля­лась воз­мож­ность самим поза­бо­тить­ся о сокра­ще­нии сво­ей численности.

    Хотя мно­гие в пра­ви­тель­стве смот­ре­ли на про­ект скеп­ти­че­ски, ссы­ла­ясь на непред­ска­зу­е­мость «тем­ной негри­тян­ской души», реши­ли попро­бо­вать. Одна­ко успех пре­взо­шел ожидания.

    Гено­цид­ная подо­пле­ка про­ек­та была мастер­ски зака­му­фли­ро­ва­на несколь­ки­ми вир­туо­за­ми попу­ляр­ной рито­ри­ки. Подоб­но жите­лям Гам­мель­на, увле­чен­ным на дно озе­ра чару­ю­щей мело­ди­ей кол­дов­ской дудоч­ки Кры­со­ло­ва, чер­ные по все­му Югу выстро­и­лись в оче­ре­ди за бес­плат­но рас­пре­де­ля­е­мы­ми кон­тра­цеп­ти­ва­ми. Меч­та Мар­га­рет о «пре­се­че­нии бес­смыс­лен­ной тяги к раз­мно­же­нию сре­ди дефек­тив­ных и боль­ных чле­нов чело­ве­че­ско­го обще­ства» сбы­ва­лась на глазах.

    Так как стра­те­гия Ассо­ци­а­ции бази­ро­ва­лась на расо­вом, а не гео­по­ли­ти­че­ском прин­ци­пе, после Юга при­шел черед Севе­ра и Запа­да. Интен­сив­ность рабо­ты спец­кли­ник была неиз­мен­но про­пор­ци­о­наль­на чис­лен­но­сти «репро­дук­тив­но неже­ла­тель­но­го» насе­ле­ния. Дея­тель­ность идео­ло­ги­че­ской союз­ни­цы Гит­ле­ра поль­зо­ва­лась все боль­шим при­зна­ни­ем. Новый порядок

    В 1925 году, высту­пая на Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции нео­маль­ту­зи­ан­цев и при­вер­жен­цев идеи кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью, Мар­га­рет Зан­гер вынуж­де­на была при­знать, что поли­ти­ка евге­ни­ан­цев встре­ча­ет актив­ное сопро­тив­ле­ние граж­дан­ских вла­стей, обще­ствен­но­сти и церк­ви. В то вре­мя Евро­па, под­верг­ша­я­ся обиль­но­му кро­во­пус­ка­нию в Первую Миро­вую, не жела­ла и слы­шать о каком-либо сокра­ще­нии чьей бы то ни было рождаемости.

    Но Мар­га­рет не уны­ва­ла. Она наде­я­лась при помо­щи десят­ков убеж­ден­ных еди­но­мыш­лен­ни­ков со все­го све­та изме­нить обще­ствен­ное мне­ние в поль­зу уче­ния Мальтуса.

    В тече­ние шести дней пред­ста­ви­те­ли всей Евро­пы, а так­же Индии, Южной Афри­ки, Мек­си­ки, Кана­ды, Япо­нии и Китая слу­ша­ли докла­ды экс­пер­тов, участ­во­ва­ли в горя­чих пре­ни­ях, при­ни­ма­ли реше­ния, стро­и­ли пла­ны на буду­щее. К кон­цу кон­фе­рен­ции была выра­бо­та­на стра­те­гия и так­ти­ка сов­мест­ных дей­ствий, согла­со­ва­ны пла­ны и сро­ки. Было, в част­но­сти, поста­нов­ле­но, что «толь­ко самые реши­тель­ные дей­ствия могут спа­сти мир от неиз­беж­ной ката­стро­фы». Для орга­ни­за­ции общей идео­ло­ги­че­ской направ­лен­но­сти наста­ло вре­мя сов­мест­ных дей­ствий, и объ­еди­не­ние «Обще­ства расо­вой гиги­е­ны», «Сою­за кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью», «МАПС» и коми­те­тов «соци­аль­ной евге­ни­ки» было нако­нец-то оформ­ле­но юридически.

    Имен­но эта объ­еди­нен­ная орга­ни­за­ция впо­след­ствии, после Вто­рой Миро­вой вой­ны, полу­чи­ла назва­ние Меж­ду­на­род­ной Орга­ни­за­ции Пла­ни­ро­ва­ния Семьи.

    При сопо­став­ле­нии доку­мен­тов и фак­тов ясно вид­но, что стра­те­гии, раз­ра­бо­тан­ной в два­дца­тые годы, в част­но­сти, на кон­фе­рен­ции 1925 года, Ассо­ци­а­ция при­дер­жи­ва­ет­ся до сих пор.

    Так, напри­мер, еще тогда абсо­лют­но при­о­ри­тет­ным направ­ле­ни­ем дея­тель­но­сти всех наци­о­наль­ных отде­ле­ний МАПС явля­лась борь­ба за лега­ли­за­цию абор­тов. А в 1982 году, в мар­тов­ском выпус­ке жур­на­ла «Сай­енс», меди­цин­ский дирек­тор Аме­ри­кан­ской Феде­ра­ции Пла­ни­ро­ва­ния Семьи писал: «Дело в том, что ни одна нация на зем­ле не может регу­ли­ро­вать рож­да­е­мость, не при­бе­гая к абор­там. В Соеди­нен­ных Шта­тах совер­ша­ет­ся 1,5 млн. абор­тов еже­год­но — поче­му же Индо­не­зия долж­на отста­вать? Не име­ет зна­че­ния, насколь­ко хорош (или плох) метод сам по себе: раз с одной кон­тра­цеп­ци­ей кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью не добить­ся, вам при­дет­ся иметь дело с абор­та­ми и стерилизацией».

    Вер­хуш­ка Орга­ни­за­ции так­же при­зна­ла необ­хо­ди­мость вза­и­мо­дей­ствия с вла­стя­ми на местах. Всем наци­о­наль­ным фили­а­лам при­ка­зы­ва­лось обра­тить осо­бое вни­ма­ние на отра­бот­ку так­ти­ки «огра­ни­че­ния сво­бо­ды выбо­ра» при реше­нии вопро­са о рож­де­нии ребен­ка путем зако­но­да­тель­но­го и эко­но­ми­че­ско­го дав­ле­ния: «вве­де­ния нало­га на лиш­не­го ребен­ка», «сокра­ще­ния или пол­но­го пре­кра­ще­ния выплат посо­бий по бере­мен­но­сти и родам», «сокра­ще­ния или пол­но­го пре­кра­ще­ния бес­плат­ной меди­цин­ской помо­щи, сред­не­го обра­зо­ва­ния и про­чих льгот для семей, име­ю­щих боль­ше доз­во­лен­но­го коли­че­ства детей», или даже «при­ну­ди­тель­ной сте­ри­ли­за­ции и абор­тов» («Family Planning Perspectives», June 1970). Понят­но, что про­грам­ма китай­ских ком­му­ни­стов «Одна семья — один ребе­нок» при­шлась МАПС как нель­зя более по вкусу.

    Руко­вод­ство Ассо­ци­а­ции вме­ня­ло в обя­зан­ность всем фили­а­лам раз­ра­бот­ку и внед­ре­ние в обра­зо­ва­тель­ные систе­мы под­опеч­ных стран про­грамм поло­во­го вос­пи­та­ния, впер­вые с блес­ком отра­бо­тан­ных в США: исполь­зо­ва­ния откро­вен­ных рисун­ков в учеб­ных посо­би­ях, дис­кри­ми­ни­ру­ю­щих сво­им содер­жа­ни­ем тра­ди­ци­он­но нрав­ствен­ные цен­но­сти, под­ры­ва­ю­щих авто­ри­тет роди­те­лей и про­во­ци­ру­ю­щих пол­ную рас­пу­щен­ность под­рост­ков. И в годо­вом отче­те МАПС за 1983 год гово­ри­лось: «Толь­ко те, кто дей­стви­тель­но допус­ка­ют и при­ни­ма­ют дет­ское сек­су­аль­ное обра­зо­ва­ние и гото­вы спо­соб­ство­вать на деле его раз­ви­тию, могут рас­счи­ты­вать на пре­тво­ре­ние его в жизнь в рам­ках госу­дар­ствен­ной обра­зо­ва­тель­ной систе­мы». Недву­смыс­лен­ный намек для учи­те­лей, жела­ю­щих най­ти работу.

    Руко­вод­ству фили­а­лов Ассо­ци­а­ции было пред­пи­са­но пре­одо­ле­вать воз­мож­ные зако­но­да­тель­ные пре­пят­ствия при помо­щи спе­ци­аль­но орга­ни­зо­ван­ных акций про­те­ста и граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния, демон­стра­ций и дру­гих про­яв­ле­ний «народ­но­го гне­ва». Борь­ба МАПС с зако­ном при­ни­ма­ет самые раз­но­об­раз­ные фор­мы. Ино­гда — про­сто вид обход­но­го манев­ра, как на Филип­пи­нах, где абор­ты запре­ще­ны, а насе­ле­нию в кли­ни­ках Ассо­ци­а­ции пред­ла­га­ет­ся та же услу­га под кодо­вым назва­ни­ем «опе­ра­тив­ное вос­ста­нов­ле­ние мен­стру­аль­ной актив­но­сти». В дру­гих слу­ча­ях, как, напри­мер, в Бра­зи­лии, закон попи­ра­ет­ся откры­то и пря­мо. В этой стране сетью спец­кли­ник МАПС еже­год­но совер­ша­ет­ся 20 тыс(?). сте­ри­ли­за­ций — при том, что эта опе­ра­ция запре­ще­на законом.

    Как гла­сит одна из дирек­тив для внут­рен­не­го поль­зо­ва­ния: «Ассо­ци­а­ция Пла­ни­ро­ва­ния Семьи и дру­гие непра­ви­тель­ствен­ные орга­ни­за­ции не долж­ны исполь­зо­вать зако­но­да­тель­ный ваку­ум или нали­чие небла­го­при­ят­ных для нас зако­нов как повод для без­дей­ствия. Дей­ство­вать поми­мо зако­на, даже про­тив зако­на — толь­ко так мы смо­жем добить­ся жела­тель­ных пере­мен» (IPPF, A Strategy for Legal Change. 1984).

    Надо при­знать, что про­грам­мы Ассо­ци­а­ции, идео­ло­ги­че­ски бази­ру­ю­щи­е­ся на расиз­ме, вошли состав­ной частью в боль­шин­ство зна­чи­тель­ных поли­ти­че­ских, куль­тур­ных и соци­аль­ных про­ек­тов века.

    Оппо­зи­ци­о­не­ры были объ­яв­ле­ны мра­ко­бе­са­ми и мгно­вен­но сме­те­ны. За каких-нибудь несколь­ко лет рево­лю­ци­он­ная гре­за Мар­га­рет ста­ла явью.

    Впо­след­ствии Адольф Гит­лер исполь­зо­вал «нара­бот­ки» Мар­га­рет и ее дру­зей при постро­е­нии наци­о­наль­ной поли­ти­ки Тре­тье­го Рей­ха. Про­грам­ма при­ну­ди­тель­ных абор­тов в Поль­ше, Юго­сла­вии и Чехо­сло­ва­кии, о кото­рой мало кто зна­ет, — это при­ме­не­ние на прак­ти­ке уже зна­ко­мых нам идей.

    Но самое печаль­ное — это кар­ти­на побед­но­го шествия Ассо­ци­а­ции по стра­нам, в кото­рых у вла­сти не сто­ят тира­ны, где по види­мо­сти тор­же­ству­ют иде­а­лы демократии.

    Несколь­ко дат и фак­тов — без комментариев.

    1938. Шве­ция ста­но­вит­ся пер­вой хри­сти­ан­ской стра­ной, вер­нув­шей­ся к дохри­сти­ан­ско­му уза­ко­не­нию абор­тов и утвер­див­шей про­грам­мы поло­во­го вос­пи­та­ния и огра­ни­че­ния чис­лен­но­сти семьи, раз­ра­бо­тан­ной МАПС.

    1949–1956. Под дав­ле­ни­ем МАПС абор­ты лега­ли­зо­ва­ны еще в 11 евро­пей­ских странах.

    1954. На меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции МАПС, посвя­щен­ной абор­там, зву­чит при­зыв к «рефор­мам» в соот­вет­ству­ю­щей обла­сти законодательства.

    1958. ООН начи­на­ет финан­си­ро­вать про­грам­мы МАПС в стра­нах «тре­тье­го мира».

    1962. Инсти­тут Пра­ва США выска­зы­ва­ет­ся о допу­сти­мо­сти абортов.

    1967. Аме­ри­кан­ская Меди­цин­ская Ассо­ци­а­ция отме­ня­ет свой, суще­ство­вав­ший сто­ле­тие, билль о защи­те жиз­ни нерож­ден­ных мла­ден­цев и начи­на­ет про­па­ган­ду «некри­ми­наль­ных» и «без­опас­ных» абортов.

    1968. Вели­ко­бри­та­ния лега­ли­зу­ет аборты.

    В том же году Папа Рим­ский Павел VI изда­ет энцик­ли­ку «Humanae Vitae», где под­твер­жда­ет цер­ков­ное воз­зре­ние на свя­тость чело­ве­че­ской жиз­ни как дара Божьего.

    1970. Четы­ре шта­та: Гавайи, Аляс­ка, Вашинг­тон и Нью-Йорк — при­ни­ма­ют закон о лега­ли­за­ции «абор­тов по меди­цин­ским показаниям».

    1971. В мире совер­ша­ет­ся два с поло­ви­ной мил­ли­о­на легаль­ных абор­тов в год, из них почти пол­мил­ли­о­на — в США. Обще­ствен­ное выше личного

    Несмот­ря на поли­ти­че­ских успех Мар­га­рет была глу­бо­ко несчаст­на в лич­ной жиз­ни. Брак ее дав­но рас­пал­ся. Дочь умер­ла от пнев­мо­нии в одну из ее бес­ко­неч­ных отлу­чек. Сыно­вья рос­ли как тра­ва. И соб­ствен­ная ее кра­со­та поблек­ла с годами.

    В поис­ках сча­стья Мар­га­рет мета­лась от любов­ни­ка к любов­ни­ку, ино­гда меняя их в тече­нии одних суток. Но сча­стье усколь­за­ло от нее, невзи­рая на бес­чис­лен­ные эро­ти­че­ские экс­пе­ри­мен­ты. Мар­га­рет обра­ти­лась к оккуль­тиз­му, ста­ла посе­щать спи­ри­ти­че­ские сеан­сы и зани­мать­ся меди­та­ци­ей. В поис­ках пря­ных мисти­че­ских ощу­ще­ний она зашла так дале­ко, что про­шла даже началь­ные сте­пе­ни посвя­ще­ния розен­крей­цер­ства и тео­со­фии. Все это было пере­про­бо­ва­но и отвергнуто.

    И она реши­лась повто­рить опыт моло­до­сти, кото­рые, она зна­ла, при­не­сет утешение.

    Мар­га­рет Зан­гер вто­рич­но вышла за мешок с деньгами.

    Тео­ре­ти­че­ски Мар­га­рет по-преж­не­му счи­та­ла брак «деге­не­ра­тив­ным инсти­ту­том», но девять мил­ли­о­нов дол­ла­ров все меняли.

    Мил­ли­о­нер Дж. Ноа Сли был пре­зи­ден­том неф­тя­ной ком­па­нии и убеж­ден­ным при­вер­жен­цем епи­ско­паль­ной церк­ви. Ему были глу­бо­ко чуж­ды все те идеи и про­ек­ты Мар­га­рет, кото­рые он покор­но финансировал.

    Перед самой сва­дьбой Мар­га­рет заста­ви­ла Сли под­пи­сать неслы­хан­ный кон­тракт, соглас­но кото­ро­му за ней сохра­ня­лось пол­ная сво­бо­да в выбо­ре обра­за жиз­ни, кру­га зна­комств, свя­зей, пра­во на свою поло­ви­ну в доме мужа, куда он дол­жен был ей зво­нить по теле­фо­ну, пре­ду­пре­ждая о визи­те или вре­ме­ни обе­да и т. п.

    Труд­но ска­зать, зачем этот брак был нужен неф­тя­но­му маг­на­ту, у бога­тых, как извест­но, свои при­чу­ды. Мар­га­рет обре­ла в бра­ке финан­со­вую мощь, кото­рую немед­лен­но напра­ви­ла в рус­ло, соот­вет­ство­вав­шее ее тем­пе­ра­мен­ту и убеждениям.

    Она откры­ла новую кли­ни­ку под зака­му­фли­ро­ван­ным назва­ни­ем «Бюро иссле­до­ва­ний». Затем, упро­чив свое лич­ное вли­я­ние внут­ри импе­рии МАПС, она пове­ла ата­ку на меди­ци­ну. Рок­фел­лер, Форд и Мел­лонс выде­ля­ли ей зна­чи­тель­ные сум­мы в виде гран­тов по «науч­ным» проектам.

    Затем Мар­га­рет пере­нес­ла огонь на Вашинг­тон, бом­бар­ди­руя кон­гресс про­ек­та­ми либе­ра­ли­за­ции кон­тра­цеп­тив­но­го зако­но­да­тель­ства и внед­ре­ния кон­тро­ля за рож­да­е­мо­стью в госу­дар­ствен­ные про­грам­мы соци­аль­но­го раз­ви­тия. Перед день­га­ми ее мужа рас­па­хи­ва­лись любые две­ри «навер­ху».

    Еще одним посто­ян­ным направ­ле­ни­ем дея­тель­но­сти Мар­га­рет и ста­тьей рас­хо­да для ее мужа ста­ла систе­ма­ти­че­ская кор­рек­ция ее обще­ствен­но­го обра­за. Все-таки ее сла­ва носи­ла скан­даль­ный отте­нок, а откры­тые при­зы­вы к «улуч­ше­нию чело­ве­че­ской поро­ды» путем сте­ри­ли­за­ции, абор­тов и дето­убий­ства поряд­ком напо­ми­на­ли Гит­ле­ра. Да и сотруд­ник фюре­ра Эрнст Рудин рабо­тал кон­суль­тан­том в Ассо­ци­а­ции по ее про­тек­ции. Когда нача­лась Вто­рая Миро­вая вой­на и сло­ва «Дахау» и «Освен­цим» ста­ли частью обще­ствен­но­го созна­ния, Мар­га­рет поня­ла, что вре­мя анти­се­мит­ских выска­зы­ва­ний «в лоб» про­шло. Они были хоро­ши в эпо­ху Вели­ких Депрес­сий, но на дво­ре был не трид­цать пер­вый, надо было менять так­ти­ку, и быст­ро. И Мар­га­рет ее сменила.

    Во-пер­вых, в 1942 году она сме­ни­ла назва­ние сво­ей орга­ни­за­ции: вме­сто несколь­ко устра­ша­ю­ще­го «Лига кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью» появи­лось новое, зву­ча­щее про­грес­сив­но, науч­но и гума­ни­стич­но: «Аме­ри­кан­ская Феде­ра­ция Пла­ни­ро­ва­ния Семьи».

    Во-вто­рых, она вве­ла стро­гую пира­ми­ду под­чи­нен­но­сти в Орга­ни­за­ции: сот­ни мест­ных фили­а­лов вво­ди­лись в под­чи­не­ние десят­кам наци­о­наль­ных отде­ле­ний, кото­рые, в свою оче­редь, управ­ля­лись из Меж­ду­на­род­но­го Цен­тра. На самой вер­шине пира­ми­ды — лич­но она, Мар­га­рет Зангер.

    И в‑третьих, Мар­га­рет всей про­па­ган­дист­ской мощью быва­ло­го ста­чеч­ни­ка два­дца­тых годов обру­ши­лась на голо­вы обы­ва­те­лей, сред­не­го клас­са, веч­но устав­ше­го от вой­ны и жад­но впи­ты­ва­ю­ще­го каж­дое сло­во о «пат­ри­о­тиз­ме», «сво­бо­де выбо­ра» и «семей­ных ценностях».

    Види­мо, излишне гово­рить о том, что дей­ствия Мар­га­рет при­нес­ли бле­стя­щие плоды.

    Посто­ян­но улуч­ша­ю­ща­я­ся репу­та­ция Ассо­ци­а­ции и лич­но Мар­га­рет име­ли вполне кон­крет­ное мате­ри­аль­ное выра­же­ние. В трид­ца­тые годы появи­лись пер­вые жерт­во­ва­те­ли. В соро­ко­вые — Зан­гер поль­зо­ва­лась под­держ­кой таких зна­ме­ни­то­стей, как Эле­о­но­ра Рузвельт и Кэтрин Хеп­берн. Пяти­де­ся­тые доба­ви­ли к их чис­лу Дж. Хакс­ли, Аль­бер­та Эйш­тей­на, Неру, Дж. Д. Рок­фел­ле­ра, япон­ско­го импе­ра­то­ра Хиро­хи­то и Ген­ри Фор­да. До самой смер­ти Мар­га­рет при­ве­ча­ли пре­зи­ден­ты США Тру­мен и Эйзенхауэр.

    Мар­га­рет была неуто­ми­мым орга­ни­за­то­ром. Моло­дость, про­ве­ден­ная под крас­ны­ми зна­ме­на­ми, дала ей опыт вер­бов­ки доб­ро­воль­цев и аги­та­ци­он­ной рабо­ты с мас­са­ми. В после­во­ен­ные годы она бук­валь­но про­че­са­ла всю стра­ну и пол­ми­ра в поис­ках спон­со­ров. Не было тако­го гран­та, тако­го бла­го­тво­ри­тель­но­го про­ек­та, на уча­стие в кото­ром она не пода­ла бы заяв­ку. Как и в слу­чае с заму­же­ством, тео­рия слег­ка рас­хо­ди­лась с прак­ти­кой, — но кому до это­го дело!

    Три­умф Мар­га­рет — офи­ци­аль­ное при­зна­ние МАПС бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ци­ей (!). Этот ста­тус дает Ассо­ци­а­ции пра­во — наравне с при­ход­ски­ми церк­вя­ми — при­ни­мать пожерт­во­ва­ния, не пла­тя с них налогов.

    Аппа­рат «бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции» к нынеш­не­му вре­ме­ни чудо­вищ­но раз­рос­ся. Экс­пер­ты МАПС внед­ре­ны во все круп­ные про­фес­си­о­наль­ные и обра­зо­ва­тель­ные объ­еди­не­ния наци­о­наль­но­го и меж­ду­на­род­но­го зна­че­ния, вне зави­си­мо­сти от того, свя­за­на ли тема­ти­че­ски дея­тель­ность объ­еди­не­ния с про­бле­ма­ми пла­ни­ро­ва­ния семьи.

    Одна­ко про­пасть меж­ду обще­ствен­ным успе­хом и лич­ной неустро­ен­но­стью Мар­га­рет все рас­ши­ря­лась. Ост­рые при­сту­пы безыс­ход­ной тос­ки, сле­дуя один за дру­гим, сли­лись в кон­це кон­цов в пато­ло­ги­че­скую депрес­сию. С 1949 года они при­стра­сти­лась одно­вре­мен­но к нар­ко­ти­кам и алкоголю.

    Мар­га­рет Зан­гер умер­ла в сен­тяб­ре 1966 года, на поро­ге вось­ми­де­ся­ти­се­ми­ле­тия. Яблоч­ки и яблонька

    Руко­вод­ство Ассо­ци­а­ции при жиз­ни Мар­га­рет несколь­ко раз пыта­лось тихо отстра­нить ее от лич­но­го управ­ле­ния дела­ми. Импуль­сив­ность харак­те­ра, ее эго­изм и взбал­мош­ность несколь­ко раз ста­ви­ли Орга­ни­за­цию на грань банк­рот­ства. Одна­ко вско­ре выяс­ни­лось, что без Мар­га­рет Ассо­ци­а­ция про­сто не может суще­ство­вать: Мар­га­рет была ее душой и ее лицом. Харак­тер и виде­ние мира осно­ва­тель­ни­цы отра­зи­лись на всей струк­ту­ре Ассо­ци­а­ции, опре­де­ли­ли ее облик на деся­ти­ле­тия вперед.

    Все после­ду­ю­щие пре­зи­ден­ты МАПС декла­ри­ро­ва­ли свою при­вер­жен­ность «линии Зан­гер», а Нью-Йорк­ское отде­ле­ние воз­глав­ля­ет­ся ее вну­ком Алек­сан­дром Зангером.

    Устра­ша­ю­ще-зага­доч­ным выгля­дит при этом тот факт, что, впи­тав в себя в той или иной фор­ме все идем и веро­ва­ния, при­е­мы и мето­ды робо­ты Зан­гер, Ассо­ци­а­ция нико­гда не утра­чи­ва­ла проч­ной леги­тим­но­сти сво­е­го суще­ство­ва­ния. Итак,

    Абор­ты. В сво­ей кни­ге «Жен­щи­на и новая раса» (Нью-Йорк, 1928) Мар­га­рет как-то напи­са­ла, что «наи­боль­шее бла­го­де­я­ние, какое толь­ко может ока­зать мно­го­дет­ная семья ново­рож­ден­но­му, это убить его». В наши дни при­вер­жен­ность МАПС этой запо­ве­ди ни у кого не вызы­ва­ет сомне­ний: Орга­ни­за­ция явля­ет­ся лиде­ром про­па­ган­ды уза­ко­не­ния убий­ства нерож­ден­ных мла­ден­цев. «Закон­ность» торжествует.

    Поло­вая рас­пу­щен­ность. Как и для ее учи­те­лей Эммы Гольд­мэн и Хэй­в­ло­ка Элли­са, «сво­бод­ная любовь» нико­гда не была для Мар­га­рет вопро­сом част­ной жиз­ни, напро­тив, это была одна из важ­ней­ших состав­ля­ю­щих ее соци­аль­ных про­грамм. Ныне МАПС в легаль­но изда­ва­е­мой лите­ра­ту­ре и через офи­ци­аль­но при­ни­ма­е­мые про­грам­мы поло­во­го вос­пи­та­ния в шко­ле учит детей мастур­ба­ции, рекла­ми­ру­ет радо­сти добрач­но­го блу­да, тео­ре­ти­че­ски обос­но­вы­ва­ет «пра­во­моч­ность» гомо­сек­су­а­лиз­ма, при­зы­ва­ет к сек­су­аль­ным экс­пе­ри­мен­там. Все это абсо­лют­но законно.

    Соци­а­лизм. Мар­га­рет Зан­гер была рож­де­на для борь­бы. Ее меч­той было уста­нов­ле­ние «ново­го поряд­ка» на руи­нах хри­сти­ан­ской циви­ли­за­ции. И ника­кие изме­не­ния так­ти­ки не затра­ги­ва­ли ее глу­бин­ных убеждений.

    Рели­гия. Еще со стра­ниц сво­е­го пер­во­го жур­на­ла «Вои­тель­ни­ца» («The Woman Rebel») Мар­га­рет про­воз­гла­ша­ла, что «кон­троль над рож­да­е­мо­стью при­зван уни­что­жить авто­ри­тет хри­сти­ан­ских церк­вей. «Я меч­таю, — писа­ла она, — уви­деть чело­ве­че­ство сво­бод­ным от вла­сти хри­сти­ан­ства и капи­та­ла». Сего­дня МАПС про­дол­жа­ет борь­бу с цер­ко­вью все­ми доступ­ны­ми сред­ства­ми. Одна­ко абсо­лют­но закон­ны­ми. (А с капи­та­лом бла­го­по­луч­но сотруд­ни­ча­ет— прим ред.)

    Обман. Всю свою жизнь Мар­га­рет пуб­лич­но лга­ла — начи­ная с лжи о сво­ей рабо­те мед­сест­рой и кон­чая оче­вид­ны­ми фаль­си­фи­ка­ци­я­ми в сво­их позд­ней­ших авто­био­гра­фи­ях. Надо ли удив­лять­ся тому, что МАПС систе­ма­ти­че­ски дез­ин­фор­ми­ру­ет обще­ствен­ность о целях, зада­чах и мето­дах сво­их про­грамм кон­тро­ля над рож­да­е­мо­стью, поло­во­го вос­пи­та­ния и легаль­ных абор­тов. Одна­ко закон­ная ложь — это как бы не ложь, а опре­де­лен­ная так­ти­ка, закон­ная так­ти­ка закон­ной борьбы.

    Борь­бы с кем?

    На годо­вом отче­те МАПС 1985 года сто­ял девиз: «Гор­дясь нашим про­шлым — пла­ни­ру­ем буду­щее». Если эти люди дей­стви­тель­но гор­дят­ся таким про­шлым и на его осно­ва­нии деталь­но пла­ни­ру­ют наше буду­щее — нам есть над чем задуматься.

    Источ­ник: Меди­ко-Про­све­ти­тель­ский Центр «Жизнь»

    Для создания ссылки на эту статью, скопируйте следующий код в Ваш сайт или блог:

    Комментарии

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Яндекс.Метрика